У каждой вещи – своя история. У каждого дома моды – своя биография. Тысячи интересных подробностей из жизни каблуков, шляпок, фасонов и их создателей помогают больше любить и лучше понимать моду.

Marks & Spencer, один из крупнейших универмагов в Великобритании и во всем мире, по-своему уникален и практически не имеет аналогов.

Копеечное начало

Фирма, основанная более 120 лет назад, стала культовой среди модниц. Среди почитателей марки были замечены почти все британские знаменитости: от принцессы Дианы до Тони Блейра. При этом Marks & Spencer остаются массовым продуктом, продавая одежду, обувь, аксессуары и предметы интерьера по очень демократичным ценам.
Копеечный базар в Лидсе, с которого начинался Marks & Spencer
А начиналось все куда как прозаично. Сейчас практически в любом городе мира существуют тысячи магазинчиков «Все по 1 доллару». Не спешите смотреть в их сторону с плохо скрываемым презрением. Возможно, через сотню лет эта захудалая лавочка превратиться в модный бренд. Ведь именно так произошло с Marks & Spencer.


Принципы марксизма

В 1884 году эмигрант из России Михаил (Майкл) Маркс – в городе Лидс открыл «Пенсовый базар Маркса». В те времена не существовало торговых центров, все покупки совершались в небольших лавочках, каждая из которых специализировалась лишь на одном товаре. Майкл же решил объединить под одной крышей очень разные товары – от бакалеи до кожгалантерии – главное, что любая вещь в магазине стоила 1 пенс.
Михаил Маркс (справа) стал знаменит не менее, чем его прославленный однофамилец, Тому Спенсеру (на фото — слева) повезло не меньше — он сумел из кассиров попасть в партнеры

«Товара должно быть много и самого разного, цены должны привлекать, а не отпугивать, обслуживание должно быть безупречным» — так поучал Майкл своих первых сотрудников.

И покупателям понравилось. В 1894 году Майкл, взяв в партнеры своего бывшего старшего кассира Тома Спенсера, создал компанию Marks & Spencer.
Магазин в Лондоне на Оксфорд-стрит, 1938 год. Справа — реклама нового магазина Marks & Spencer в газете, 1930 год

В 50-х гг. ХХ века Marks & Spencer стало тесно на Британских островах и фирменные магазины начали появляться на материке – первыми были Париж и Брюссель.


А что сейчас?

Marble Arch Store — сердце империи Marks & Spencer
Сегодня Marks & Spencer остается одной из наиболее передовых компаний. Козырная карта – прямое сотрудничество с лучшими производителями. Например, белье закупается у известной марки Agent Provocateur, для производства fashion-линии Per Una привлекли опытного дизайнера Джорджа Девиса (George Davies), а в 2002 году спортивная и повседневная одежда для мальчиков выпускается совместно с Дэвидом Бэкхемом.

Marks & Spencer никогда не претендовал на принадлежность к luxury-сегменту и не стремился быть инноватором в мире моды. Но уже не первое поколение бритацев с удовольствием одевается в добротные, качественно пошитые, изящные пальто по цене около 100 фунтов, кашемировые кардиганы и свитера, классические костюмы.

Кредо

Нынешний глава компании Стюарт Роуз считает, что один из секретов успеха Marks & Spencer в том, как прославленная элегантность английского денди и утонченный вкус истиной леди естественно соединились с практичностью и основательностью британцев.

Несколько фотографий из рекламной кампании Marks & Spencer сезона весна-лето 2008:

Белье и одежда для дома

Женская одежда

Мужская одежда

Детская одежда

Товары для дома